Добрый гудридз подсунул мне «Горбатую гору» в ответ на (криво) сформулированный запрос в духе «любовь, современность, пледик, какавушка». О, думаю, Энни Пру плохого не напишет («Корабельные новости» я люблю с каждым годом сильнее).
Ахм…
Ну, написано-то блестяще, но к концентрированной в коротеньком тексте философии if you can’t fix it you’ve got to stand it я оказалась не готова. Всё-таки в больших романах есть воздух и ещё что-то, а повесть (рассказ даже?) бьёт как обухом по голове. Пледиком и какавушкой не пахнет, короче.
Ну и вот. Думаю, фильм же длинный (я не смотрела в своё время, не помню почему, так, краткое содержание в духе про ковбоев-геев слышала), там наверняка полегче. Посмотрела тут же, как прочитала. Так фильм вообще не о том!!!
Насторожить должен был уже тэглайн, конечно. Love is a force of nature. Ну и всякие красоты там - речки, горы, леса. Ничего этого кроме ветра в книге нет. Ковбои занимаются простым и тяжёлым трудом. Овечки эти в начале фильма - ну милота же, шерстяной ягнёночек на руках Джейка Джилленхола, мимими. Так вот в книге они что угодно, но не это. Имущество, обуза, тупые грязные животные, очень приземлённый взгляд сельхоз труженика:
“Ennis and Jack, the dogs, horses and mules, a thousand ewes and their lambs flowed up the trail like dirty water through the timber and out above the tree line into the great flowery Meadows and the coursing, endless wind.”
Стоянки эти лагерные - сплошная скука и так себе быт, никого развлечения как в фильме - с медведем, охотой - нет и не предвидится. И вот посреди этого случается то, чему в их простой жизни нет названия, поэтому герои кодируют «это» метонимически названием места (куда они никогда больше не вернутся). Это - страшное (Эннис: There’s no reins on this one. It scares the piss out a me), оно настигает (Джек: Old Brokeback got us good and it sure ain’t over), ему нельзя сопротивляться (Джек: Swear to god I didn’t know we was goin a get into this again -- yeah, I did. Why I’m here. I fuckin knew it.), оно буквально выворачивает внутренности наизнанку (Ennis felt like someone was pulling his guts out hand over hand a yard at a time), от него нельзя избавиться (Джек: You’re too much for me, Ennis, you son of a whoreson bitch. I wish I knew how to quit you). И эта тема вьётся на протяжении всего текста, постоянно всплывая в словах и мыслях то одного, то второго героя. Но они не только родственные души, они идеально подходящие друг другу тела, их физическая близость - это всегда ослепительно прекрасно и легко, easily as the right key turns the lock tumblers.
Ничего этого в фильме не осталось. Один раз прорывается в репликах Джека в последнем диалоге, но такого накала, как в книге, в них нет.
Характерно, и как поменялся смысл разговора про других людей. В фильме Эннис боится, что другие, которых он видит на улице, «знают» про него. В книге он задаётся вопросом, есть ли другие люди, которые с «этим» живут, и если да, то как.
Эннис из фильма - «обычный» человек, который живёт обычную жизнь, он даже Джека в неё встраивает как рутину, а в конце вешает на вешалку, как, несомненно, прекрасное, но далёкое, как пейзаж за окном.
Эннис из книги - человек, который в конце (начале) не живёт, а существует лишь благодаря снам о Джеке. Ветер трясёт его трейлер, и он вяло думает о том, что, наверное, придётся перебраться к дочери, но если не обращать внимания на всю эту бытовуху - весь день он проведёт с призраком Джека из сна, и это будет хороший день.
Ну, и по мелочи, конечно, фильм проигрывает: линия с новой девушкой Энниса непонятно к чему (в книге он отказывается, потому что у неё проблемы, а ему своих хватает); жестокость родителей почти никак не показана (непонятно, например, что отец Джека - герой родео, но отчаянный мудак, который бьёт жену и бил детей); для инсталляции с рубашками в фильме Эннис использует открытку от Джека на одной кнопке, а в книге он отдельно заморачивается, чтобы найти нужную открытку с видом горы, и прикрепляет её по всем четырём углам. И, собственно, его последние слова «Клянусь, Джек…» - это начало его конца (Around that time Jack began to appear in his dreams ), а не как в фильме - жизнь продолжается, свадьба дочери, рождения и смерти своим чередом.