Прочитала я тут, наконец, две классических работы по психологии. Одна - совсем классика, Эрик Берн "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Вторая - классика своего жанра, Пол Экман "Психология лжи" и "Как узнать лжеца по выражению лица".
~*~
Надо сказать, практические работы я ценю больше теоретических, а представителей психоанализа боюсь больше, чем представителей любых других течений, поэтому напишу сначала про Экмана.
"Обмани меня"Душка и кукусичек Лайтман - это аватар самого Экмана, который занимается проблемами лжи всю свою профессиональную жизнь. В книгах его страшно подкупает скурпулезность подготовки, проведения и анализа опытов, всяческие верификации и альтернативные сценарии, а также поле будущих исследований. В общем, текст оставляет ощущение 100% научности. При этом, как обычно у американцев, написан он легким языком с абсолютно живыми и понятными примерами. Да, переводчик иногда лажает, но некритично, и вообще переводу можно поставить твердую пятерку.
Больше всего мне понравилось определение лжи и пассаж про то, почему мы не замечаем ложь (замечу, что та же мысль есть и у Берна, но поскольку ложь как таковая его не занимает, то слова там несколько иные и акценты иные). Также очень обаятельны описания уверток (мой любимый инструмент на сегодня - повторение имени собеседника без ответа на вопрос
). В практических целях надо бы, конечно, выполнить все тренажерные занятия из книжки "Как узнать лжеца по выражению лица", но для этого нужна серьезная подготовка. Пока же тренируюсь на Матвейке - у него все эмоции в чистом виде отображаются, ужасно прикольно.
Из грустного - очень жаль, что книга-тренажер ограничена всего шестью эмоциями, прямо хоть ищи экмановский же Атлас, чтобы добить эту тему. Невозможно ж остановиться! Вина, стыд, раскаяние - все самое интересное осталось за бортом 
Резюме: маст рид, а потом еще раз пересмотреть Lie to me.~*~
Берн, в отличие от Экмана, - чтение тяжелое. Во-первых, психоанализ в своем, так сказать, расцвете. Во-вторых, теория автора катастрофически пессимистична. Ну, то есть, я могу понять, что из общего ощущения краха мира 20-х ничего чрезвычайно позитивного родиться-то и не могло, но читать тяжело. В-третьих, книга изобилует случаями из клинической практики, и клиника там самая натуральная. С другой стороны, отрадно наблюдать прогресс в гуманизации человеческих отношений. По крайней мере, по отношению к своим детенышам. По меньшей мере, наличие альтернатив физическим наказаниям и большая свобода в сфере половых отношений налицо. В том смысле, что если кто-то думает, что сейчас "ужас-ужас", ему стоит почитать эту книжку, чтобы понять, как было "в порядке вещей" всего пару поколений назад.
Трансакционный анализ и скрипт-анализЕсли вдаваться в детали, то "Игры..." не утратили актуальности и представляют собой довольно занимательное чтение. Очень многие разговоры перестают казаться "странными" (мне, естественно). Конечно, наша действительность отличается от американской, поэтому и некоторые игры у нас не катят ("Насилуют!" третьей степени, например, в нашем обществе невозможно: игрок не получит никакого выигрыша, потому что понятие sexual harrasment в нашей реальности нет). Зато другие цветут буйным цветом.
"Люди..." же (кстати, в оригинале зовутся "Что вы говорите после "Здравствуйте!"; наш перевод, видимо, сделан в целях издания двух работ под одной красивой обложкой) являются работой, скорее рассчитанных на профессионалов, чем на широкую публику, оттого представляют собой текст более тягомотный. И если трансакционный анализ вопросов почти не оставляет, то вот к теории сценариев вопросов появляется очень много по ходу чтения. Я их тут вразнобой напишу, чисто мысли на подумать.
Мысли на подумать
1. Я так поняла автора, что сценарий - это зло (хоть и неизбежное). Но при этом неясно, как поступать со сценариями Победителя. Победители же тоже не живут "здесь и сейчас" и на подлинную близость, получается, неспособны. С другой стороны, станет ли мир лучше без Победителей? Что им может дать жизнь без сценария? Но если для Победителей делается исключение, то следствия, мягко говоря, тоже проблематичны. Мне тут видится что-то из зацикленности американцев на внешнем успехе, но до конца я это вербализировать не готова пока.
2. Из общего положения (о том, что сценарии есть у подавляющего большинства) следует совсем отвратительный момент, связанный с мессианством психоанализа. При этом, собственно, непонятно, что психоанализ может предложить после "анализа".
3. Усложнение структуры Родитель-Взрослый-Ребенок, когда в Ребенке обнаруживается свой собственный Родитель, Взрослый и Ребенок, приводит к таким сложным построениям, что начинаешь подозревать всю идею в несостоятельности, раз ей приходится на ходу изобретать такие подпорки (особенно феерично получается, когда пытаешься осознать, как Родитель матери говорит что-то, а ее Ребенок-в-Ребенке делает что-то противоположное, и это-то вместе и фиксируется в Родителе ребенка).
4. Берн не обсуждает это напрямую, но в целом остается впечатление, что групповую работу он ставит выше индивидуальных консультаций. При этом такой момент, как "безопасность" и, наоборот, "игра" в группе никак не освещаются. Не очень ясно, какой инструмент, кроме интуиции терапевта, может отличить "игру" от "работы" в группе.
5. До конца мне неясно соотношение сценария и свободы воли. С одной стороны, Берн пишет, что для каждого конкретного человека надежда есть ("выскочить" из сценария). Т.е. до конца он свободу воли не отвергает. С другой, из общих описаний следует, что любое родительское слово/дело/их сочетание/несочетание способно запустить сценарий. Правда, в начале говорилось о цикле повторяющихся транзакций, которые составляют протокол, но потом про это успешно "забыли". Короче, тут какой-то пробел.
6. В книге не дается "противоядие" от программирования. Пришлось вычитать в вики, что таким является фраза "будь счастлив" без условий и определений. Короче, хотелось бы прочитать, как Берн видит "идеальных" родителей и встречались ли ему такие люди вживую 
В итоге после прочтения Берна я умею: разговаривать еще на одном спец.языке и еще лучше играть в игру "Психиатрия".